Боевые Традиции Кельтов. Галльские войны, вооружение, фортификация
Главная >> Оборона >> Завоевание острова Мона в 61 году н.э. >> Тацит "Анналы". Книга XIV. Фрагмент

Тацит "Анналы". Книга XIV. Фрагмент

Завоевание острова Мона
в 61 г. н.э.


<...>

29. В консульство Цезенния Пета и Петрония Турпилиана19 нам пришлось понести в Британии тяжелое поражение; Авл Дидий, как я упоминал выше, сохранил в ней только старые приобретения, а его преемник Вераний, незначительными набегами разорявший силуров, умер, не успев расширить военные действия; пользуясь при жизни славою мужа строгих нравственных правил, он выказал себя в завещании суетным честолюбцем: расточив Нерону обильную лесть, он под конец заявлял, что окончательно подчинил бы его власти эту провинцию, доводись ему прожить еще хотя бы два года. Но в описываемое время британцами правил Светоний Паулин, знанием военного дела и славой в народе, который для всякого находит соперника, состязавшийся с Корбулоном и стремившийся укрощением неприятеля сравняться в заслугах с покорителем Армении. Итак, он решает напасть на густонаселенный и служивший пристанищем для перебежчиков остров Мону и с этой целью строит плоскодонные корабли, не боящиеся мелководья и подводных камней. На них он и перевез пехотинцев; всадники же переправились следуя по отмелям, а в более глубоких местах — плывя рядом с конями20.

30. На берегу стояло в полном вооружении вражеское войско, среди которого бегали женщины; похожие на фурий, в траурных одеяниях, с распущенными волосами, они держали в руках горящие факелы; бывшие тут же друиды21 с воздетыми к небу руками возносили к богам молитвы и исторгали проклятия. Новизна этого зрелища потрясла наших воинов, и они, словно окаменев, подставляли неподвижные тела под сыплющиеся на них удары. Наконец, вняв увещаниям полководца и побуждая друг друга не страшиться этого исступленного, наполовину женского войска, они устремляются на противника, отбрасывают его и оттесняют сопротивляющихся в пламя их собственных факелов. После этого у побежденных размещают гарнизон и вырубают их священные рощи, предназначенные для отправления свирепых суеверных обрядов: ведь у них считалось благочестивым орошать кровью пленных жертвенники богов и испрашивать их указаний, обращаясь к человеческим внутренностям. И вот, когда Светоний был занят выполнением этих дел, его извещают о внезапно охватившем провинцию возмущении.

ПРИМЕЧАНИЯ

Книга четырнадцатая.

19. В 61 г. н.э. Назад к тексту

20. Об этом и о последовавших событиях см.: Тацит. Жизнеописание Агриколы, 14 и сл. Назад к тексту

21. Друиды — жрецы у кельтов. Назад к тексту



Полный текст:
Публий Корнелий Тацит "Анналы"


 
Обновления
Популярное
Ваше мнение

Как вы попали на сайт?

RSS 2.0