Боевые Традиции Кельтов. Галльские войны, вооружение, фортификация
Главная
Племена
Вооружение
Фортификация
Экспансия
Оборона
Наследие
Галерея
Контакты
Ссылки
Поиск
Карта сайта
Кельтские амулеты - кельтские кресты и другие амулеты и талисманы кельтов.
Главная >> Экспансия >> Осада Рима галлами в 390 г. до н.э. >> Тит Ливий "История Рима от основания города" фрагмент

Тит Ливий "История Рима от основания города" фрагмент



ПРИМЕЧАНИЯ:

73. См. также ниже: V, 50, 5 и примеч. 130. Назад к тексту

74. Другие версии истории об осуждении Камилла находим у Плиния (Естественная история, 34, 13), где Камилл обвиняется квестором в растрате или хищении государственных денег) и у Диодора Сицилийского (XIV, 117, 6, где Камилл призван к суду за нечестивый, "кощунственный" триумфальный въезд в Рим на белых лошадях - эта версия перекликается с рассказом Ливия - см. выше, V, 23, 6). Ср. также: Дионисий Галикарнасский, XIII, 5, 1. Назад к тексту

75. "Земляки", - точнее, "трибулы" (члены той же трибы). О клиентах см.: примеч. 41 к кн. II. Назад к тексту

76. В разных источниках эта цифра колеблется в пределах от 10 до 500 тыс. ассов. Назад к тексту

77. Лукумон - собств. не имя, а этрусское слово, обозначавшее правителя города (недаром ниже говорится о его "большой власти"). Назад к тексту

78. Этот рассказ (встречаемый еще у Катона - фрагм. 36 Р., ср.: Юстин, 43, 3, 4), видимо, возник под влиянием эллинистической литературы. Ее же канонам, уже утвердившимся и в римской литературе, следует Ливий, предваряя рассказ о военных действиях этно-географическими экскурсами (XXXIII, 7-1; XXXIV, 1-35, 3). Назад к тексту

79. Таким образом, следуя хронологии Ливия, первый переход галлов в Северную Италию нужно было бы отнести ко времени около 600 г. до н.э. Археологически подтверждена только миграция галлов (кельтов) в Италию после 400 г. до н.э., связанная с событиями, о которых и идет речь в V книге. Назад к тексту

80. Названия Тускского, или Тирренского, ("нижнего") моря происходят от италийского и греческого наименований этрусков, Адриатического ("верхнего") - от названия Адрии (или Атрии), города, основанного, вероятно, в VI в. до н.э. близ устья реки Пад (см.: примеч. 82). Некоторые авторы (см.: Юстин, XX, 1, 9) называют Адрию греческой колонией; по археологическим данным, она была смешанным греко-этрусским поселением. Назад к тексту

81. См.прим.40 к кн. I. Назад к тексту

82. Пад (греч. Эридан, ныне - По) - река, пересекающая Северную Италию с запада на восток. Назад к тексту

83. Версию Ливия о прибытии венетов в Италию см.: I, 1, 2-3. Этноним венеты (энеты, венеды) известен в разных областях Европы. От североиталийских венетов сохранилось небольшое количество коротких надписей. Язык их италийский, но некоторые детали могут указывать на какие-то связи с балтийскими языками (венедов Северной Европы принято считать славянами). 84. Вопрос об этнической принадлежности ретов не решен однозначно. Язык их, видимо, был прединдоевропейским. Он, вероятно, подвергся некоторому влиянию этрусского (реты пользовались североэтрусским письмом), что и дало античным авторам повод считать этот язык искаженным этрусским. Назад к тексту

85. Сообщение Ливия о миграции галльских племен и о ее причинах основано на греческой литературной традиции (причем достаточно поздней, II-I вв. до н.э.) этнографических описаний. Назад к тексту

86. Ср.: Цезарь. Записки о Галльской войне, I, 1, 1: "Галлия вся разделена на три части, из которых одну населяют белги, другую аквитаны, третью те, что на своем языке называются кельтами, а на нашем галлами". Эти последние занимали территорию между Сеной, Луарой и Рейном. Из всех античных авторов лишь Цезарь и Ливий не отождествляют вполне понятий "галлы" и "кельты", у других (ср. например: Павсаний. Описание Эллады, I, 4, 1; Страбон. IV, 189) оба названия определяют одну и ту же этническую общность. Назад к тексту

87. Другие авторы (Плутарх. Камилл, 15; Цезарь. Записки о Галльской войне, VI, 24, 1; Аппиан. Кельтские войны, 2, 2) считают причиной переселения неплодородность галльских земель. Назад к тексту

88. Герцинские горы (или Герцинский лес) - горные цепи, расположенные на территории Южной Германии и Чехии. В античных описаниях местоположения и протяженности этого массива есть некоторые расхождения. Назад к тексту

89. Ливий перечисляет здесь семь основных галльских племен. Назад к тексту

90. Трикастины - галльское племя, обитавшее на территории современного Прованса (в низовьях Роны). Назад к тексту

91. Здесь, вероятно, подразумевается переход через Альпы, совершенный Геркулесом после того, как он угнал быков Гериона (десятый подвиг). Ср. также позднее сказание о том, как Геракл-Геркулес во время войны с Герионом стал отцом Галата, который и дал свое имя галатам-галлам (см. Диодор Сицилийский, V, 24; ср.: Тацит. История, 42). Такие сказания обязаны своим возникновением определенной тенденции в греко-римской мифографии, а именно: по мере расширения территорий, по тем или иным причинам представлявших интерес для греков или римлян, искусственно обогащались и представления о греческих и римских богах, в сферу "деятельности" которых включались новоосвоенные (или новообнаруженные) территории. Как правило, это сопровождалось "контаминацией" греко-римских богов с местными божествами. Назад к тексту

92. Саллювии - кельтско-лигурийское племя, населявшее территорию между рекой Родан (совр. Рона) и Морскими Альпами. Назад к тексту

93. Фокея - греческий (ионийский) город в Малой Азии. В 600 г. до н.э. фокейцы основали на лигурийском (см. примеч. 97) берегу колонию Массилию (совр. Марсель). Впоследствии Массилия превратилась в цветущий город, один из главных центров распространения эллинизма на Западе. Назад к тексту

94. Это тот же путь, каким, согласно Ливию, шел Ганнибал (ср.: XXI, 38-39). Дурия и Тицин - притоки Пада. Назад к тексту

95. Таким образом, по хронологии Ливия получается, что Медиолан был основан вскоре после 600 г. до н.э. В действительности г. Медиолан (совр. Милан) был основан инсубрами (одно из могущественнейших галльских племен; вопреки утверждению Ливия, инсубры не были родственны эдуям и составляли самостоятельное племенное образование) около 396 г. до н.э. на месте разрушенного ими этрусского города (который, в свою очередь, был построен этрусками не ранее 525 г. до н.э.). См.: Плиний. Естественная история. III, 3, 125. Назад к тексту

96. См.: Полибий, II, 17 и Катулл, 67, 34. На территории, которая была захвачена галльским племенем ценоманов, находились города Бриксия и Верона, Кремона и Мантуя (см.: Страбон, V, 213). Назад к тексту

97. Существует версия, определяющая либуев как коренное лигурийское население. Сами лигурийцы в классические времена населяли территорию между Приморскими Альпами и Апеннинами, от Массилии до Пизы. Язык этих древних племен, как считают сейчас, был прединдоевропейским. Назад к тексту

98. Ср.: V, 34, 5, где сеноны названы в числе первых переселенцев. Противоречие объясняется, возможно, тем, что в источниках Ливия речь шла о двух волнах переселения сенонов, но, может быть, и просто неверным истолкованием текста греческого источника (ср.: Полибий, II, 17, 7). Наиболее ранние авторы, сообщающие о захвате Рима галлами: Феопомп (Плиний. Естественная история, III, 57); Гераклид (Плутарх. Камилл, 22; ср.: Полибий, II, 22, 4), говорят о галлах вообще, не уточняя названия племени. Более поздняя версия идентифицирует это племя с сенонами (см.: Диодор Сицилийский, XIV, 113, 3 сл.; Страбон V, 212; Аппиан. Кельтские войны, 11, 1). Утент (совр. Узо?) и Эзиз (совр. Эзина) - речки в Северной Италии. Назад к тексту

99. Цизальпинская Галлия - территория Северной Италии между Апеннинами и Альпами, заселенная в V в. до н.э. кельтскими племенами (см выше: V, 34-35). Назад к тексту

100. Версия об обращении жителей Клузия к Риму за помощью сомнительна. Ср. рассказ Диодора Сицилийского (XIV, 113, 3-7), где этот мотив отсутствует (ср. также: Дионисий Галикарнасский, XIII, 11-12). Назад к тексту

101. Характерный риторический прием - ср.: Цицерон. Против Верреса, II, V, 6; 50; О консульских провинциях, 29; 31; 34. Назад к тексту

102. По Дионисию Галикарнасскому (XIII, 12, (19)), были укомплектованы четыре легиона, а со вспомогательными частями римская армия (включая союзников) достигала 40 тыс. человек. Та же цифра у Плутарха (Камилл, 18, 5), который считает набранное войско численно достаточным, но необученным (большинство новобранцев впервые держало в руках оружие). Назад к тексту

103. Имеется в виду Соляная дорога. Назад к тексту

104. Ср. ниже: V, 39, 5. Черта, типичная для античных описаний галлов (и вообще варваров) - ср.: XXXVIII, 38, 17, 4; Полибий, II, 29, 5-6; Цезарь. Записки о Галльской войне, V, 37, 3. Назад к тексту

105. Собств. "царек" (regulus) - так же он именуется и в V, 48, 8. Назад к тексту

106. Битва при Аллии произошла 18 июля 390 г. до н.э. См.: VI, 1, 11. По Плутарху (Камилл, 19, 1), битва при Аллии произошла "после летнего солнцеворота, около полнолуния". Назад к тексту

107. Аниен впадает в Тибр между Римом и Фиденами. Назад к тексту

108. Ср. ниже: V, 40, 7. Вероятно, и здесь речь идет о фламине Квирина. Назад к тексту

109. Ср. ниже: V, 45, 4; 54, 5, где для того же года (390 г. до н.э.) даются другие даты: 400 и 365 гг. от основания Города соответственно. Между тем, следуя хронологии самого Ливия (ср., например: IV, 7, 1), 390 г. до н.э. соответствует 364 г. от основания Города. Причины расхождения можно видеть в том, что здесь (V, 40, 1) и в V, 45, 4 даются округленные даты, а в V, 54, 5, где назван 365 г., возможно, отразились мистические представления о так называемом великом годе - периоде, число лет в котором равно числу дней в году (см.: Цензорин. О дне рождения, 19; ср. также: Августин. О граде Божием, XVIII, 54). Назад к тексту

110. Собственно, речь идет о больших глиняных сосудах, какие употреблялись для хранения вина, масла и сыпучих продуктов. Назад к тексту

111. Т.е. на курульных креслах (см. примеч. 39 к кн. I). Такое кресло - знак достоинства царей, а при Республике - должностных лиц, облеченных высшей властью. Назад к тексту

112. На таких колесницах ("тенсах") изображения богов перевозились во время игр из храмов в цирк. Назад к тексту

113. Рассказ о гибели стариков-сенаторов, возможно, восходящий к семейным преданиям рода Папириев, несмотря на сознательную оговорку Ливия ("некоторые передают..."), несомненно отражает определенный ритуал добровольного принесения себя в жертву (ср.: VIII, 10, 11; XXVI, 10, 9; Цицерон. О природе богов, II, 10). Назад к тексту

 



 
« С. И. Ковалев "История Рима" фрагмент   Плутарх "Сравнительные жизнеописания. Камилл" фрагмент »
Обновления
Популярное
Ваше мнение

Как вы попали на сайт?

RSS 2.0