Боевые Традиции Кельтов. Галльские войны, вооружение, фортификация
Главная
Племена
Вооружение
Фортификация
Экспансия
Оборона
Наследие
Галерея
Контакты
Ссылки
Поиск
Карта сайта
Кельтские амулеты - кельтские кресты и другие амулеты и талисманы кельтов.
Главная >> Экспансия >> Осада Рима галлами в 390 г. до н.э. >> Тит Ливий "История Рима от основания города" фрагмент

Тит Ливий "История Рима от основания города" фрагмент



114. Собств. "в передней". Выше (41, 2): "в своих домах" (буквально даже: "в середине дома").  Назад к тексту

115. "Черепаха" - здесь боевое построение, при котором воины держат щиты над головами, а стоящие в первом ряду - перед собой.   Назад к тексту

116. Т.е. между 6 и 9 часами вечера.   Назад к тексту

117. Видимо, речь идет о соляных разработках на правом берегу Тибра, близ Остии (см.: примеч. 111 к кн. I).   Назад к тексту

118. Т.е. облачившись в тогу таким образом, что руки оставались свободными. Такой вид облачения, заимствованный у жителей г. Габии (см.: примеч. 152 к кн. I), использовался при совершении определенных религиозных обрядов (см.: например: Вергилий. Энеида, VII, 612).   Назад к тексту

119. Легенда о Фабии Дорсуоне отражает действительно существовавшую ритуальную связь родов Фабиев с Квириналом.  Назад к тексту

120. Существует мнение о недостоверности всего рассказа о возвращении Камилла в Рим в качестве диктатора и о его роли в дальнейших событиях. Куриатский закон о власти - окончательное социально-правовое утверждение полномочий должностного лица, облеченного властью. Принималось куриатными комициями (о них см. примеч. 129 к кн. IX).  Назад к тексту

121. О ней см.: I, 7, 8. Назад к тексту

122. См. выше: V, 31, 2 и примеч. 68. Знаменитый рассказ о гусях, которые спасли Рим, возможно, позднейшего происхождения. Назад к тексту

123. Это место (busta Gallica) находилось у подножия Капитолия (см.: XXII, 14, 11). Предложенное Ливием объяснение этого названия было не единственным у античных авторов (ср., например: Варрон. О латинском языке, V, 157). Назад к тексту

124. По всей видимости, это этиологический миф, связанный с культом Юпитера Хлебника (см.: Валерий Максим, VII, 4, 3; Овидий. Фасты, VI, 350). Назад к тексту

125. Диодор и Плутарх называют такую же сумму; Дионисий Галикарнасский - вдвое большую (25 талантов, т.е. 2 тыс. фунтов); Плиний (Естественная история, XXXIII, 14) сообщает, что 2 тыс. фунтов золота были найдены во время предпринятых в 52 г. до н.э. Помпеем раскопок под престолом в храме Юпитера Капитолийского. Назад к тексту

126. Рассказ Ливия об изгнании галлов, особенно взятый в сравнении с другими источниками (ср.: Полибий, II, 18, 3; Диодор Сицилийский, XIV, 117, 7; Страбон, V, 220; Светоний. Тиберий, 3, 2), явно направлен на то, чтобы в меру возможности смягчить или затушевать понесенное римлянами унижение (выкуп) и подчеркнуть роль Камилла в спасении Города. Назад к тексту

127. Возможно, что эти титулы приписаны Камиллу поздней обработкой предания (ср. примеч. 1 к кн. VI; уместно вспомнить также, что Гай Юлий Цезарь Октавиан принял титул "Август" в 27 г. до н.э., лишь после длительных колебаний предпочтя его титулу "Ромул") Назад к тексту

128. См.: примеч. 22 к кн. III. Назад к тексту

129. Капитолийские игры устраивались не государством, а специальной коллегией "капитолийцев". Традиция о раннем происхождении этих игр устойчива, но не едина: некоторые источники (древние комментарии к Вергилию и др.) связывают их основание с Ромулом. Согласно этой версии, игры старше Капитолийского храма и сначала назывались Тарпейскими, а проводились при храме Юпитера Феретрия (см.: примеч. 47 к кн. I). Другие (Плутарх. Камилл, 5: Фест, 430 L.), как и Ливий, считают основателем игр Камилла, но связывают их с взятием Вей. Игры происходили 15 октября, включали в себя состязания в кулачном бою и в беге. Назад к тексту

130. Ай Локутий ("Говорящий Вещатель") - обожествленное олицетворение "голоса", прозвучавшего будто бы на этом месте и предупреждавшего о галльском нашествии (см. выше: V, 32, 6). Назад к тексту

131. Ср. выше: V, 25, 9, а также: Диодор Сицилийский, XIV, 116, 8; Плутарх. Камилл, 8, 3-4. Назад к тексту

132. Должностные лица и сенат давали "пир Юпитеру" 13 сентября в день освящения Капитолийского храма (таким образом, пир приходился на время Великих игр - см.: примеч. 119 к кн. I). В жертву приносилась белая телка. Пир "возглавляли" трое богов: Юпитер, чья статуя с накрашенным красной краской лицом располагалась на ложе (подушке), Юнона и Минерва, чьи изображения помещались на креслах. Перед ними ставились столы с едой и, видимо, звучала музыка. Впоследствии эту церемонию стали повторять 13 ноября во время Плебейских игр (см.: XXV, 2, 10). Назад к тексту

133. Имеется в виду Палладий (см.: примеч. 72 к кн. I). Назад к тексту

134. См.: примеч. 74 к кн. I. Назад к тексту

135. О священнодействиях на Альбанской горе см. выше, примеч. 36. В Лавинии консулы, преторы и диктаторы по вступлении в должность совершали жертвоприношения Пенатам и Весте. Назад к тексту

136. О померии (священной городской черте) см.: примеч. 138 к кн. I. Вне померия созывались центуриатные комиции. Назад к тексту

137. Речь идет о "хижине Ромула" на Капитолии (см.: Витрувий, II, 1, 5). Была и вторая - на Палатине. Обе они поддерживались (даже если приходилось сгоревшую строить заново) в прежнем виде и во времена Ливия. Назад к тексту

138. Ювента в Риме была богиней не просто юности, но "юношества" - младшего воинского возраста. Вступая в него (надевая "мужскую тогу"), молодой римлянин делал взнос в кассу Ювенты. Из текста Ливия следует, что и за святилищем Ювенты, как за святилищем Термина (ср.: I, 55, 4), было оставлено их прежнее место на территории будущего Капитолийского храма, так как птицы авгуров "не позволили" их передвигать. Действительно, Ювенту чтили в этом храме, в приделе Минервы (Дионисий Галикарнасский, III, 69, 5; Плиний. Естественная история, XXXV, 108). Назад к тексту



 
« С. И. Ковалев "История Рима" фрагмент   Плутарх "Сравнительные жизнеописания. Камилл" фрагмент »
Обновления
Популярное
Ваше мнение

Как вы попали на сайт?

RSS 2.0