Страница 7 из 7
114. Собств. "в передней". Выше (41, 2): "в своих домах" (буквально даже:
"в середине дома"). Назад к тексту
115. "Черепаха" - здесь боевое построение, при котором воины держат щиты
над головами, а стоящие в первом ряду - перед собой. Назад к тексту
116. Т.е. между 6 и 9 часами вечера. Назад к тексту
117. Видимо, речь идет о соляных разработках на правом берегу Тибра, близ
Остии (см.: примеч. 111 к кн. I). Назад к тексту
118. Т.е. облачившись в тогу таким образом, что руки оставались свободными.
Такой вид облачения, заимствованный у жителей г. Габии (см.: примеч. 152 к
кн. I), использовался при совершении определенных религиозных обрядов (см.:
например: Вергилий. Энеида, VII, 612). Назад к тексту
119. Легенда о Фабии Дорсуоне отражает действительно существовавшую
ритуальную связь родов Фабиев с Квириналом. Назад к тексту
120. Существует мнение о недостоверности всего рассказа о возвращении
Камилла в Рим в качестве диктатора и о его роли в дальнейших событиях.
Куриатский закон о власти - окончательное социально-правовое утверждение
полномочий должностного лица, облеченного властью. Принималось куриатными
комициями (о них см. примеч. 129 к кн. IX). Назад к тексту
121. О ней см.: I, 7, 8. Назад к тексту
122. См. выше: V, 31, 2 и примеч. 68. Знаменитый рассказ о гусях, которые
спасли Рим, возможно, позднейшего происхождения. Назад к тексту
123. Это место (busta Gallica) находилось у подножия Капитолия (см.: XXII,
14, 11). Предложенное Ливием объяснение этого названия было не единственным
у античных авторов (ср., например: Варрон. О латинском языке, V, 157). Назад к тексту
124. По всей видимости, это этиологический миф, связанный с культом Юпитера
Хлебника (см.: Валерий Максим, VII, 4, 3; Овидий. Фасты, VI, 350). Назад к тексту
125. Диодор и Плутарх называют такую же сумму; Дионисий Галикарнасский -
вдвое большую (25 талантов, т.е. 2 тыс. фунтов); Плиний (Естественная
история, XXXIII, 14) сообщает, что 2 тыс. фунтов золота были найдены во
время предпринятых в 52 г. до н.э. Помпеем раскопок под престолом в храме
Юпитера Капитолийского. Назад к тексту
126. Рассказ Ливия об изгнании галлов, особенно взятый в сравнении с
другими источниками (ср.: Полибий, II, 18, 3; Диодор Сицилийский, XIV, 117,
7; Страбон, V, 220; Светоний. Тиберий, 3, 2), явно направлен на то, чтобы в
меру возможности смягчить или затушевать понесенное римлянами унижение
(выкуп) и подчеркнуть роль Камилла в спасении Города. Назад к тексту
127. Возможно, что эти титулы приписаны Камиллу поздней обработкой предания
(ср. примеч. 1 к кн. VI; уместно вспомнить также, что Гай Юлий Цезарь
Октавиан принял титул "Август" в 27 г. до н.э., лишь после длительных
колебаний предпочтя его титулу "Ромул") Назад к тексту
128. См.: примеч. 22 к кн. III. Назад к тексту
129. Капитолийские игры устраивались не государством, а специальной
коллегией "капитолийцев". Традиция о раннем происхождении этих игр
устойчива, но не едина: некоторые источники (древние комментарии к Вергилию
и др.) связывают их основание с Ромулом. Согласно этой версии, игры старше
Капитолийского храма и сначала назывались Тарпейскими, а проводились при
храме Юпитера Феретрия (см.: примеч. 47 к кн. I). Другие (Плутарх. Камилл,
5: Фест, 430 L.), как и Ливий, считают основателем игр Камилла, но
связывают их с взятием Вей. Игры происходили 15 октября, включали в себя
состязания в кулачном бою и в беге. Назад к тексту
130. Ай Локутий ("Говорящий Вещатель") - обожествленное олицетворение
"голоса", прозвучавшего будто бы на этом месте и предупреждавшего о
галльском нашествии (см. выше: V, 32, 6). Назад к тексту
131. Ср. выше: V, 25, 9, а также: Диодор Сицилийский, XIV, 116, 8; Плутарх.
Камилл, 8, 3-4. Назад к тексту
132. Должностные лица и сенат давали "пир Юпитеру" 13 сентября в день
освящения Капитолийского храма (таким образом, пир приходился на время
Великих игр - см.: примеч. 119 к кн. I). В жертву приносилась белая телка.
Пир "возглавляли" трое богов: Юпитер, чья статуя с накрашенным красной
краской лицом располагалась на ложе (подушке), Юнона и Минерва, чьи
изображения помещались на креслах. Перед ними ставились столы с едой и,
видимо, звучала музыка. Впоследствии эту церемонию стали повторять 13
ноября во время Плебейских игр (см.: XXV, 2, 10). Назад к тексту
133. Имеется в виду Палладий (см.: примеч. 72 к кн. I). Назад к тексту
134. См.: примеч. 74 к кн. I. Назад к тексту
135. О священнодействиях на Альбанской горе см. выше, примеч. 36. В Лавинии
консулы, преторы и диктаторы по вступлении в должность совершали
жертвоприношения Пенатам и Весте. Назад к тексту
136. О померии (священной городской черте) см.: примеч. 138 к кн. I. Вне
померия созывались центуриатные комиции. Назад к тексту
137. Речь идет о "хижине Ромула" на Капитолии (см.: Витрувий, II, 1, 5).
Была и вторая - на Палатине. Обе они поддерживались (даже если приходилось
сгоревшую строить заново) в прежнем виде и во времена Ливия. Назад к тексту
138. Ювента в Риме была богиней не просто юности, но "юношества" - младшего
воинского возраста. Вступая в него (надевая "мужскую тогу"), молодой
римлянин делал взнос в кассу Ювенты. Из текста Ливия следует, что и за
святилищем Ювенты, как за святилищем Термина (ср.: I, 55, 4), было
оставлено их прежнее место на территории будущего Капитолийского храма, так
как птицы авгуров "не позволили" их передвигать. Действительно, Ювенту
чтили в этом храме, в приделе Минервы (Дионисий Галикарнасский, III, 69, 5;
Плиний. Естественная история, XXXV, 108). Назад к тексту
<< [Первая] < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 Следующая > [Последняя] >> |